Вы называете их "грязными варварами", исполненные презрения. Но ведь у нас в Риме не меньше своей грязи - которой вы, однако, не возмущаетесь. Взглянете куда угодно - ваш взгляд обязательно падёт на грубого раба. Гораздо более грязного, чем чистоплотные готы. Но вас грязная скотина-раб не возмущает, правда? Потому что он свой, привычный.
Вы возмущаетесь тем, что они оказываются среди нас и занимают должности. Вы говорите "варваризация", "Рим падёт", но в ваших голосах не озабоченность, а обычная ревность. Римляне не хотят работать, предпочитая жить на бесплатную раздачу хлеба. А варвары трудолюбивы. Римляне изнежены, отравлены сукровицей разлагающихся рыб и не желают рожать детей. А варвары плодовиты. Римляне не хотят служить в легионах. А варвары - неплохие воины, если у них хорошее римское руководство.
Вы говорите - "варвары опасны!", "варваризация - конец Рима!" Но вспомните бесчинства, которые устроили скоты-спартаковцы! Они громили всё и вся - а ведь это были наши, свои рабы, гораздо более скотские, чем те же здоровые готы или храбрые вандалы. И мы их легко победили. Поэтому и от варваров опасности нет, ведь что такое варвары без нас, без нашего ума и нашей культуры? Мы так же нужны им, как они нам.
Нам ли бояться варваров?! Оборотитесь же на себя! Вас возмущают варвары - только потому что они чужие, а не потому что они грязнее Рима или опаснее того, что и так живёт среди нас.
Рим стоит больше тысячи лет - но грязные рабы, в тысячу раз более грязные и опасные, чем варвары, ничего не сделали нам. И потому Рим простоит ещё тысячу лет. Нам нечего бояться варваров, как нечего бояться рабов. Варвары нужны нам - а мы нужны им. Но я не дам и сестерция за будущее нашей Империи, если мы не прекратим быть ксенофобами и ссориться с провинциалами!
Дикси.
Оратор скрестил руки на груди и стал гордо ждать. Послышались одобрительные голоса, вначале немногочисленные и смущённые - но постепенно они почувствовали силу. Кто-то выкрикнул: "Мы любим германское пиво!!! Мы любим хорошеньких готочек!!!" Кто-то добавил: "Какие же мы хорошие и добрые!!!" И тогда взметнулись руки - лес рук - в приветственном салюте. Какой-то случайный прохожий варвар тоже вскинул руку в салюте и крикнул гортанно непонятное слово "хайль!" Толпа с восторгом его подхватила. Все упивались великим единением народов.