D.Sanin (d_sanin) wrote,
D.Sanin
d_sanin

Category:

Миф о локомобилях в РКМП

Среди апологетов РКМП чрезвычайно распространён миф о локомобилях. Мол, пусть в РКМП в 1913 тракторов имелось чуть больше сотни, но это отнюдь не свидетельствует о технической отсталости: ведь трактора, дескать, были слишком свежей новинкой и экзотикой, но зато имелись десятки тысяч локомобилей, успешно пахавших на полях. И приводят фотографию наподобие такой

А дальше рассказывают про Людиновский завод, уже в 1912 году переваливший за 1000 выпущенных локомобилей.

На самом деле имеет место обычная подмена понятий. Локомобиль - это вовсе не обязательно паровой плуг, это просто мобильная паровая машина, и может использоваться, например, как привод для лесопилки или молотилки.  Согласно статсборнику "Россия 1913 год", в Российской Империи (включая Польшу) в 1913г собственно паровых плугов было 335 штук. (Для сравнения, в Германии в 1907 году имелось 2995 паровых плугов.) А по паровым молотилкам - 27072 в Российской Империи против 488867 в Германии (данные по Германии взяты из http://striphaus.ru/referats/04/240-2822/).

Как видим, именно паровые молотилки и составляли основной парк локомобилей РКМП, а вовсе не подразумеваемые паровые плуги.
Что до тракторов, то они были экзотикой только для отсталой аграрной РКМП. Например, открываем классический труд ТАУ "Моторизация и механизация армий и война":

Производство тракторов в САСШ.
1910 г. 4000
1911 г. 7000
1912 г. 11000
1913 г. 7000
На основании этих цифр можно полагать, что к 1914 г. в САСШ имелось уже до 35 000—40 000 тракторов. О наличии тракторов в Европе в довоенные годы нет сведений. Во всяком случае в важнейших европейских странах (в Германии, Англии, Франции) их была не одна тысяча.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment